25.11.2024 11:58
Аналитика.
Просмотров всего: 9192; сегодня: 60.

550 лет «Хождению за три моря»

550 лет «Хождению за три моря»

Индия – сказочное пространство для русского средневекового человека. Такие произведения древнерусской литературы как «Сказание об Индийском царстве», «Повесть о Варлааме и Иоасафе», «Сказание о брахманах» говорят о романтизации и мифологизации этого далекого края. 

Об интересе к Индии свидетельствуют и выполненные русскими книжниками переводы. В одной из рукописей переведенного сочинения Косьмы Индикоплова «Христианская топография» можем найти слово «О животных индийских» с замечательными миниатюрами. Среди изображенных зверей встречается и «бобр», в которого стреляет «тамошний земец». Индийский «бобр» является «сородичем» сибирского «бабра» – этим словом в средневековой Руси обозначали тигра.

Формированию невероятного образа Индии способствовало отсутствие постоянных и интенсивных связей между русскими и индийскими землями. К 1121 г. относится первое упоминание о русских на территории самой Индии: в «Диване» Масуда Сад Салмана из Лахора название славянина ассоциируется с «красноватым», или просто «красивым», цветом кожи. Из русских источников известен лишь один случай прямого политического взаимодействия двух государств. В сентябре 1532 г. Индия на краткий миг прорубила окно в Восточную Европу. Ко двору московского великого князя Василия III прибыло посольство Бабура, основателя династии Великих Моголов. Пробыв в Москве незначительный срок, послы поспешили в обратную дорогу, не зная, что их повелителя уже нет в живых и престол занят другим лицом. Едва приоткрытое окно снова захлопнулось, состоявшиеся в Москве переговоры не имели видимых политических последствий.

В массе литературных произведений, посвященных Индии, было одно, текст которого не содержал ни заведомо сказочных повествований, ни более или менее откровенных следов авторского вымысла – этим произведением было сочинение жителя Твери, волею судьбы оказавшегося в этих далеких землях. Преодолев протяженный и трудный путь, купец Афанасий Никитин составил подробное описание своего путешествия, а заботливые переписчики сохранили его труд для дальнейших потомков.

Подлинная рукопись «Хождения за три моря» не сохранилась. Самый древний и полный список этого текста, относящийся к середине XVI в., хранится в рукописном отделе Российской государственной библиотеки (РГБ).

Российский государственный архив древних актов (РГАДА) обладает вторым по древности и полноте списком, изданным в 1820 г. академиком П.М. Строевым во 2-й части «Софийского временника».

«Хождение за три моря» неоднократно привлекало к себе внимание исследователей, но до сих пор невозможно дать точные ответы на, казалось бы, простые вопросы – кем был автор текста, куда и зачем он держал путь? Купец Афанасий Никитин вряд ли принадлежал к числу наиболее богатых и именитых представителей своего сословия. Об этом свидетельствует то, что Афанасий затеял свое торговое предприятие «в долг». Караван был дважды разграблен, и Афанасий, в отличие от других купцов, не мог вернуться обратно на Русь, так как в таком случае не смог бы рассчитаться со своими «кредиторами».

Исследователям удалось установить вероятные годы путешествия Никитина: он начал свой путь из Твери в 1468 г., оказался в Индии в 1471 г. и вернулся в Европу осенью 1474 г. Таким образом, сейчас мы отмечаем 550-летие возвращения купца в более знакомый ему «христианский мир».

Неоднократно в историографии возникал вопрос: действительно ли автора Хождения интересовал исключительно торговый интерес? Не являлся ли он шпионом или дипломатом? На самом деле предполагать подобную политическую цель путешествия Афанасия едва ли возможно. Стремясь в ходе своего странствия, примкнуть к дипломатической миссии москвича Василия Папина, Никитин нигде даже не намекает на собственную аналогичную роль. Оказываясь же при дворах нескольких властителей, он ни разу не представляется им в качестве дипломата. На цель Афанасия намекает и сама логика его повествования.

Степень полноты сообщаемых Никитиным сведений зависела не от того, насколько известно было описываемое место или явление на Руси вообще, а насколько оно было знакомо представителям вполне конкретного социального слоя – купечества. Чем дальше от Каспия, тем подробнее становится повествование Никитина. Афанасий описывал торговые пункты, через которые пролегал его путь, упоминал о товарах, производящихся в тех или иных городах, не забывая оговорить и столь существенный для путешественника вопрос как климатические условия, в коих приходится вести дела.

Никитина отличала практичность в описании образа жизни встречаемых им народов. Афанасий стремился сосредоточиться на действительно важных сведениях – достоверной информации о том, что другие купцы могут встретить на своем пути. Внимание к религиозным обычаям и обрядам индусов и, напротив, отсутствие такого интереса к верованию мусульман, может объясняться тем, что его потенциальным читателям – таким же, как он, купцам – мусульмане были хорошо знакомы. Не найти в «Хождении» и ярких эмоциональных оценок со стороны автора.

В основном Афанасий путешествовал по территории Бахманийского султаната, но, по-видимому, также сопроводил паломников-индуистов на празднование Махашиваратри во враждебную этому исламскому государству Виджаянагарскую империю. Путь домой купца лежал через Персию и Трапезунд к Черному морю и далее в Кафу (Феодосию) и через Подолию и Смоленск. До дома он, однако, так и не добрался, а умер в дороге под Смоленском.

С течением времени достоверных сведений и фактов прямого общения становилось все больше, и если в XV-XVI вв. связи между Россией и Индией не носили регулярного характера, то в XVII в. ситуация начинает меняться. В Астрахани появился индийский гостиный двор, и индийские купцы стали торговать на Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде, а также в Москве, Ярославле и других городах. 

Автор: Е.С. Евдокимова, Российский государственный архив древних актов (РГАДА).

Изображение (фото): из открытых источников


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

  • Никитин Афанасий , русский путешественник, писатель, тверской купец, автор знаменитых путевых записей, известных под названием «Хожение за три моря»;
  • Рюрикович Василий III Иванович, великий князь владимирский и московский в 1505 -1533 годах, государь всея Руси, сын Ивана III Великого и Софьи Палеолог, отец Ивана IV Грозного.
Тематические сайты: Библиотеки, Государство, История, Литература: произведения, издания, авторы, Международные отношения, Политика, Торговля, дистрибуция, продажи, Туризм, путешествия, отели
Сайты субъектов РФ: Астраханская область, Крым Республика, Москва, Нижегородская область, Смоленская область, Тверская область, Ярославская область
Сайты столиц субъектов РФ: Астраханская область - Астрахань, Нижегородская область - Нижний Новгород, Смоленская область - Смоленск, Тверская область - Тверь, Ярославская область - Ярославль
Сайты городов субъектов РФ: Крым Республика - Феодосия
Сайты федеральных округов РФ: Приволжский федеральный округ, Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ
Сайты стран: Индия, Иран, Россия, Турция, Украина
Сайты регионов мира: Азия Южная, Ближний Восток, Европа Восточная
Сайты объединений стран: БРИКС (BRICS), ОПЕК - Организация стран - экспортёров нефти, СНГ - Содружество независимых государств, ШОС - Шанхайская организация сотрудничества

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10263 публикации
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_9718
Поделиться:

Интересно:

Романовы в эмиграции
14.02.2025 12:17 Аналитика
Романовы в эмиграции
После революции 1917 года погибла не только императорская семья, но и многие представители дома Романовых. Выжили лишь те, кто оказался далеко от столицы или вовремя эмигрировал. Вспоминаем, как сложились судьбы великокняжеских эмигрантов. Анастасия и самозванки...
Выдвинута альтернативная теория о происхождении денег
14.02.2025 10:23 Новости
Выдвинута альтернативная теория о происхождении денег
Археолог, доктор Микаэль Фовель представил новую теорию, которая предполагает, что деньги могли возникнуть в результате торговли на большие расстояния. Исследование археолога опубликовано в журнале Journal of Archaeological Method and Theory, а коротко о нем рассказывает Phys.org. В своей...
Парфюмеры имперской России
13.02.2025 18:14 Аналитика
Парфюмеры имперской России
В XIX веке отечественная парфюмерная продукция успешно конкурировала с ведущими европейскими производителями. Духами и одеколонами, произведенными в России, пользовались члены императорской семьи, парфюмерия получала престижные награды на международных выставках...
Историческая драма «Атом» выходит на экраны страны
13.02.2025 15:22 Новости
Историческая драма «Атом» выходит на экраны страны
27 февраля на экраны страны выходит масштабная многосерийная историческая драма «Атом» режиссера Нурбека Эгена. Проект создан кинокомпанией Перевал при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ») и Фонда «Атом». Главные роли в картине исполняют Алексей...
Описан древнейший сакральный символ казаков
13.02.2025 11:44 Аналитика
Описан древнейший сакральный символ казаков
Олень был символом казачьих братств того времени, когда они представляли собой воинско-охотничьи сообщества, а переход их к всадничеству и служению Российской империи привел к появлению новых символов, отраженных не только в образе двуглавого орла, но и в образе всадника Георгия Победоносца. Такую...