Но и новый премьер-министр Японии намерена продолжить вести страну курсом милитаристских приготовлений.
Впервые за всю историю Страны восходящего солнца её премьер-министром стала женщина. На эту должность 21 октября парламентом Японии избрана новый председатель правящей либерально-демократической партии 64-летняя Санаэ Такаити. Чем она известна и как её появление у руля японской власти может сказаться на дальнейшем развитии страны, а также на российско-японских отношениях? На эти и другие вопросы в интервью «Красной звезде» ответил известный российский востоковед доктор исторических наук Анатолий Кошкин.
– Анатолий Аркадьевич, пост премьер-министра Японии впервые в истории заняла женщина. Чем вызвано подобное отступление от традиций в стране, где эту должность всегда занимал мужчина?
– Прежде всего внутренней ситуацией в стране и положением в самой правящей либерально-демократической партии (ЛДП), погрязшей в коррупционных скандалах. Рост недовольства среди населения политикой правительства этой партии, а также снижение её популярности негативно сказались на результатах всеобщих выборов в палату представителей японского парламента осенью прошлого года и прошедших в июле 2025 года выборов в верхнюю палату – палату советников. На них ЛДП потерпела поражение, утратив большинство в обеих палатах. Эти уроки заставили правящую партию искать новых, не «затасканных» кандидатов на важнейшие посты в стране.
В результате на выборах нового председателя либерально-демократической партии, всё ещё удерживающей власть в стране, основными претендентами на эту должность были двое политиков. С одной стороны – самый молодой в истории государства кандидат в лидеры партии министр сельского хозяйства 44-летний Синдзиро Коидзуми, с другой – женщина-политик Санаэ Такаити, которая и победила при голосовании.
20 октября 2025 года ЛДП, располагающая всего 196 мандатами из 465, заключила альянс с консервативной партией «Общество обновления Японии», что дало ей в общей сложности 231 место в нижней палате парламента, где для большинства необходимо 233 мандата. 21 октября Такаити была избрана премьер-министром. За неё проголосовали 237 депутатов, а её главный оппонент – лидер конституционно-демократической партии Ёсихико Нода – набрал 149 голосов.
– Что можно сказать о Такаити как политике и человеке, как складывалась её карьера?
– Санаэ Такаити – амбициозная женщина, демонстрирующая решимость, а главное – заявляющая о способности удержать партию на плаву в условиях, когда заговорили о вероятности её раскола и даже исчезновения с политической сцены. Именно поэтому, на мой взгляд, либерал-демократам надо было протащить Такаити в премьер-министры.
Хотя оппозиция расколота, ЛДП и лично Такаити пришлось проводить непростые переговоры с лидерами оппозиционных партий не только по вопросу избрания премьера страны, но и по каждому из ожидаемых законопроектов. Это серьёзно будет сдерживать деятельность нового кабинета министров. В конце концов Такаити склонила именуемую японцами второй ЛДП партию «Общество обновления Японии» проголосовать в её пользу. Однако при этом Такаити не может не понимать, что её правительство меньшинства будет во многом зависеть от оказавших ей поддержку парламентариев вне ЛДП, а сама она изначально окажется в положении «хромой утки» – под угрозой вынесения объединённой оппозицией вотума недоверия.
Если говорить о самой Такаити, то следует отметить, что в Японии сильны традиции политических династий, но она – редкий пример построения карьеры своими силами. Первый раз Такаити попыталась избраться в парламент в 1992 году, однако потерпела поражение. Но уже через год получила место в палате представителей в качестве независимого кандидата. Побывав членом нескольких ныне уже не существующих партий, она в 1996 году вступила в ЛДП.
Такаити входила в ближайшее окружение покойного бывшего премьер-министра Синдзо Абэ. В 2006-м заняла сразу несколько постов, став министром научно-технической политики, инноваций и министром по делам молодёжи и гендерному равенству, безопасности пищевых продуктов, а также по делам Окинавы и «северных территорий». Абэ называл её «звездой консерваторов».
– А ещё её называют «железной леди»…
– Да и сама Такаити считает себя поклонницей «железной леди» Маргарет Тэтчер и старается во всём ей подражать, любит действовать в политике пожёстче. При этом в её политической позиции постоянно проявляются нотки реваншизма и оправдания японского милитаризма.
Из пяти претендентов на пост председателя ЛДП только Такаити прямо заявила, что не видит ничего предосудительного в посещении японскими высокопоставленными политиками, включая премьер-министра, синтоистского храма в центре Токио Ясукуни, который принято считать «пристанищем японского милитаризма». Со времён Синдзо Абэ, побывавшего там в 2013 году, ни один из действующих премьер-министров страны не посещал этот храм. Сама Такаити накануне выборов премьер-министра Японии воздержалась от демонстративного посещения храма, ограничившись ритуальным подношением. Скорее всего, она побоялась скандала. Поясню: в этом храме почитаются души всех погибших в войнах во славу «нации Ямато». Япония, как хорошо известно, начиная с конца XIX века вела отнюдь не оборонительные, а агрессивные войны в Восточной Азии и Тихом океане. В Китае, по китайским данным, было истреблено от 30 до 35 миллионов жителей.
– То есть склонности к пацифизму от нового премьера ожидать не приходится…
– Вы правы. Такаити считается одним из наиболее ревностных сторонников курса на укрепление военного потенциала страны. Она ратует за всемерное вооружение Японии, превращение страны в сильную военную державу. В этой связи новый премьер выступает за пересмотр пацифистской конституции, отказ от наложенных основным законом страны запретов и ограничений в области военного строительства, за восстановление роли вооружённых сил. Такаити уже заявила, что её приоритетами станут закрепление статуса «сил самообороны» в конституции, принятие ограничивающего права и свободы японцев государственного закона о «противодействии шпионажу», строительство атомных реакторов нового поколения.
Новый премьер поддерживает увеличение расходов на оборону, причём без установления фиксированного процента от ВВП на неё. Пока правительство ЛДП согласилось, учитывая позицию США, на выделение на военные нужды двух процентов от ВВП – это, замечу, весьма внушительная сумма. Но ныне в Вашингтоне, да и наиболее ретивые сторонники ремилитаризации внутри Японии, считают это недостаточным. Трамп, вернувшись в Белый дом, призвал союзников США, включая Японию, тратить пять процентов своего ВВП на военные нужды. Такаити пока не высказывалась на эту тему, понимая, видимо, что ей придётся нелегко протаскивать увеличенный военный бюджет при сопротивлении имеющей большинство голосов оппозиции.
Она выступает за укрепление военных связей с США. Кстати, на конец октября запланировано масштабное учение всех видов сил самообороны при участии военных контингентов США и Австралии. Будут отрабатываться вопросы ведения военных действий, в том числе вблизи российских границ. В этом учении будут задействованы, в частности, стратегические бомбардировщики В-1 с авиабазы Дайс в штате Техас.
– В политических кругах Японии в последнее время стали всерьёз рассматривать вопрос о ядерном вооружении своей страны…
– Если раньше об этом говорили вполголоса и эту идею поддерживал небольшой процент населения, то сейчас японцы всё больше склоняются к этому. Высказывалась по этому поводу и Такаити. В опубликованном газетой «Асахи» незадолго до выборов в ЛДП материале она поставила под сомнение необходимость соблюдения страной трёх неядерных принципов: не обладать, не создавать и не допускать на свою территорию ядерное оружие. Такаити также настаивает на наращивании военных усилий в космосе, киберпространстве и для РЭБ.
– А что можно сказать в целом о внешнеполитическом курсе, который намерена проводить Такаити?
– На мой взгляд, он в целом не претерпит кардинальных изменений. Такаити неоднократно высказывалась о необходимости укрепления военных связей в регионе не только с США, но и в противовес Китаю с Южной Кореей, Австралией и Филиппинами.
Недавно Такаити совершила поездку на Тайвань. В этом году она предложила создать некий альянс по обеспечению безопасности с участием Тайваня. Такая линия на мировой арене может усилить напряжённость в отношениях Японии с Китаем, да и с Южной Кореей. Не трудно предположить, что Япония при правительстве Такаити продолжит в угоду коллективному Западу поддержку Украины и сохранит санкции против России. Япония уже передала киевскому режиму 12,5 миллиарда долларов, причём особо не вдаваясь в вопрос, на что пойдут эти деньги. Японские газеты откровенно отмечают, что, скорее всего, эти деньги разворовываются командой Зеленского и оседают в западных банках на счетах Зеленского и его подельников вроде Ярмака и Шмигаля. В Токио утверждают, что поставляют на Украину только нелетальное оружие. Хотя можно ли таковым считать, например, военные автомобили, если на них устанавливаются пулемёты или перевозятся боеприпасы?
– Вы говорили, что Такаити в своё время занимала пост «министра по делам северных территорий»…
– Эта придуманная в ЛДП и правительстве должность подразумевает координацию «борьбы за возвращение» Стране восходящего солнца якобы «исконных японских территорий», то есть исторически российских Курильских островов.
Напомню, что на японских картах «северные территории» нередко включают не только южнокурильские острова, но и всю Большую Курильскую гряду до Камчатки, а также упорно именуемую в Японии довоенным названием Карафуто южную половину русского острова Сахалин. Так что Такаити наверняка использует ещё и приобретённый на этой должности опыт. Тем более что она не высказывает намерений пересматривать жёсткую позицию японской элиты по вопросу Курильских островов. А это подталкивает к выводу, что ожидать улучшения российско-японских отношений при кабинете министров Такаити не приходится. Кстати, как и другие депутаты от ЛДП, она находится под ответными российскими санкциями, и ей заказан приезд в нашу страну.
Текс: Олег Фаличев, «Красная звезда»
Изображение (фото): Японские сухопутные силы самообороны (150 тысяч военнослужащих) по численности, уровню боевой выучки и технического оснащения не уступают сухопутным войскам ведущих европейских стран НАТО. «Красная звезда»




