Идея создать гвардейскую морскую часть нашла воплощение во время правления Александра I в 1810 году. Своим указом от 16 февраля 1810 года император учредил Гвардейский флотский экипаж. В его состав вошли команды придворных гребцов и яхт, учебных судов Морского кадетского корпуса, а также особо отличившиеся нижние чины судовых команд Санкт-Петербургского, Кронштадтского портов и Черноморского флота.
Предшественником Гвардейского экипажа была «Придворная гребецкая команда», которую основал еще Петр I. Из этих частей и сформировался «Гвардейский экипаж» в составе 434 человек из четырех (впоследствии восьми) строевых рот (по 100 человек в каждой), артиллерийского отделения с двумя полевыми орудиями, нестроевой ластовой роты и музыкального хора (оркестра).
Гвардейский флотский экипаж стал особой воинской частью. С одной стороны, это был полк морской пехоты, с другой — из его матросов формировались команды императорских яхт. Первый его командир — капитан 2-го ранга Иван Петрович Карцов — до того командовал придворными галетами (парусно-гребное двухмачтовое судно) «Церера» и «Паллада».
От формы Лейб-гвардии Егерского полка форма Гвардейского экипажа отличалась белыми выпушками, особым киверным гербом (двуглавый орел, который держит в лапах скрещенные якоря) и длинными темно-зелеными рейтузами. По штату экипаж получил боевые средства и имущество сухопутного образца с включением шанцевого инструмента и обоза.
Личный состав Гвардейского экипажа нес службу на императорских яхтах и плавсредствах загородных дворцов. Он также привлекался наравне со всей гвардией к караулам, смотрам, парадам.
Боевое крещение морская гвардия получила во время Отечественной войны 1812 года в составе 1-й дивизии Гвардейского корпуса. Воевать гвардейцам пришлось на суше, в качестве понтонной части 2-й русской армии. Гвардейские моряки наводили переправы, строили, исправляли и уничтожали мосты. Первый бой экипаж провел 4 августа при обороне Смоленска. Бойцы отразили атаки французской кавалерии на Королевский бастион и мост через Днепр. Затем они участвовали в Бородинском сражении и в сражении при Красном. Во время Заграничных походов в качестве пехотной части экипаж принимал участие в сражениях под Баутценом, и Кульмом и в Лейпцигской битве в 1813 году. 19 марта 1814 года Гвардейский экипаж во главе с капитаном 1-го ранга И. П. Карцовым в составе русских войск вступил в Париж. Именно моряки-гвардейцы несли караул у дворца Талейрана в день подписания Парижского мирного договора. На родину они вернулись морем на фрегате «Архипелаг».
В 1815 году в составе экипажа появился первый полноценный корабль — 24-пушечная яхта «Россия». Помимо придворной и караульной служб в столичном гарнизоне и резиденциях императора, морские лейб-гвардейцы участвовали в дальних походах кораблей Русского флота, как поодиночке, так и в составе экипажа корабля. Так, в 1819 году во Францию, Англию и Пруссию ходили фрегат «Гектор» и бриг «Олимп». Четыре года спустя фрегат «Проворный» подходил к Фарерским островам и Исландии, обошёл Великобританию и вернулся через Английский канал и Северное море на Балтику. В 1824 году «Проворный» ходил в Гибралтар, Брест и Плимут. Линейный корабль «Эмгейтен» плавал по Балтике в район Ростока.
В 1828 году Гвардейский экипаж был участником войны с Османской империей. Моряки отличились в ходе боев под Варной. В 1831 году 6-я рота экипажа участвовала в подавлении Польского восстания в качестве понтонной части. В Крымской войне 1853-1856 годов экипаж вновь участвовал в боевых действиях как морская часть в составе Балтийского флота. Одна рота принимала участие в качестве понтонной части в подавлении Польского восстания 1863-1864 годов.
В Русско-турецкой войне 1877-1878 годов Гвардейский экипаж вновь находился в действующей армии. Он использовался в качестве понтонной части, а также комплектовал команды минных катеров. В Русско-японскую войну 1904-1905 годов гвардейцы полностью укомплектовали экипажи броненосца «Александр III», и частично — броненосного крейсера «Адмирал Нахимов» и вспомогательного крейсера «Урал». В мае 1905 года они участвовали в Цусимском сражении. Экипаж потерял тогда свои лучшие кадры. После окончания войны с Японией подразделение пришлось восстанавливать практически с нуля.
В Первой мировой войне бойцы формирования снова воевали и на суше, и на море. Часть гвардейцев ушли на корабли, из их числа укомплектовали экипажи крейсера «Олег» и эсминцев «Украйна» и «Войсковой». Вторая же часть гвардейцев снова выступила в качестве понтонеров, воевала на фронтах и готовилась к десанту на Босфор. В 1915 году экипажи императорских яхт свели в Отдельный батальон Гвардейского экипажа. Они воевали на фронте в составе 3-го лейб-гвардии Стрелкового полка.
Последним командиром экипажа был контр-адмирал великий князь Кирилл Владимирович, двоюродный брат Николая II. Во время Февральской революции он привёл свою часть в Таврический дворец и передал её в распоряжение Государственной Думы. Приказом № 1053 от 3 марта 1918 года командующего Балтийским флотом Морской гвардейский экипаж упразднили «за ненадобностью».
Знаете ли вы, что:
- В сражении под Бородино воины Гвардейского экипажа уничтожили мост через реку Колочу на большой дороге из Бородино. Так они остановили наступление вице-короля Итальянского Евгения Богарне.
- 14 декабря 1825 года Гвардейский экипаж принимал активное участие в восстании декабристов в Санкт-Петербурге.
- Экипажи царских яхт комплектовались призывниками ростом не ниже 190 см.
- За помощь при взятии турецкой крепости Рущук на Дунае в 1877 году Гвардейскому экипажу передали резные мраморные доски, которые украшали ворота укрепленного строения.
- Полковым храмом экипажа был Николо-Богоявленский морской собор в Санкт-Петербурге.
- Гвардейский экипаж имел старшинство с 16 февраля 1917 года. Экипажный праздник 6 декабря — день святителя Николая Чудотворца.
- Гвардейский экипаж имел в качестве наград Георгиевское знамя с надписью «За оказанные подвиги в сражении 17-го Августа 1813 года при Кульме» с юбилейной Андреевской лентой и георгиевские рожки в 1-й роте «За переправу через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года», в остальных ротах «За отличие в Турецкую войну 1877 и 1878 годов». Нижние чины имели с 8 июля 1878 года на околышах бескозырок шелковые Георгиевские ленточки с надписью «Гвардейский экипаж» как знак отличия Гвардейского экипажа, который проявился в Турецкую войну на борту кораблей.
- На службе в Гвардейском экипаже в разное время числились императоры Александр II (1864-1881), Александр III (1865-1894), Николай II (1868-1917), а также великие князья — цесаревич Николай Александрович (1857-1865), Николай Константинович (1850-1878), Вячеслав Константинович (1862-1879), Константин Константинович (1858-1915), Дмитрий Константинович (1860-1917), Александр Михайлович (1885-1917), Михаил Александрович (1901-1917) и наследник престола Алексей Николаевич — сын императора Николая II (1904-1917). Командирами — великий князь Алексей Александрович (1873-1891) и великий князь Кирилл Владимирович (1915-1917).
- Многие офицеры Гвардейского экипажа привозили из кругосветных путешествий всевозможные редкости, которые легли в основу Морского музея в Санкт-Петербурге.
- К 200-летию Отечественной войны 1812 года именами участников Бородинского сражения — офицеров Гвардейского экипажа — назвали три десантных катера проекта 21820 ВМФ России: «Иван Карцов», «Лейтенант Римский-Корсаков», «Мичман Лермонтов».
Изображение (фото): из открытых источников
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица:




