25.06.2024 15:14
Новости.
Просмотров всего: 4573; сегодня: 3.

Главархив рассказал о вкладе Москвы в создание русского флота

Главархив рассказал о вкладе Москвы в создание русского флота

Москва всегда была тесно связана с историей русского флота, начиная со знаменитого ботика Петра I, ставшего символом создания военно-морских сил России. Документы о поддержке отечественного кораблестроения сохранились в Главархиве столицы. Именно в подмосковном селе Преображенском создавали из дерева детали для первых судов, положивших начало русскому флоту. Здесь же была построена парусная фабрика для молодого Балтийского флота, пороховая мельница, кожевенный, суконный, шляпный и другие дворы для изготовления обмундирования моряков. 

В Москве указом Петра I от 14 (25 по новому стилю) января 1701 года была учреждена «Школа математических и навигацких наук», находившаяся в Сухаревой башне. Наряду с морскими офицерами в стенах школы были подготовлены первые инженеры, артиллеристы, гидрографы, топографы и учителя для многочисленных гражданских «цифирных» школ. В числе ее выпускников — выдающийся полярный мореплаватель Семен Челюскин. Впоследствии город всегда активно участвовал и помогал в развитии судоходства в России. 

Большое внимание в Москве уделялось снабжению флота. До 1806 года существовала специальная Московская адмиралтейская контора, которая заключала подряды и занималась приобретением различных вещей и материалов для адмиралтейства, приемом и доставкой в Санкт-Петербург денег и провианта, собиравшихся с губерний. Также контора надзирала за находившимися в Москве хозяйственными заведениями морского ведомства. Из сохранившихся документов можно узнать, что в 1802 году с помощью Московского городового магистрата Московская адмиралтейская контора поставляла для «служителей черноморских флотов» холст для рубашек и подкладок, золотые галуны для унтер-офицеров, полотно, сапоги, и многое другое. 

После Отечественной войны 1812 года функции организации поставок для морского ведомства в Москве перешли к Комитету для подряда вещей, на обмундирование войск потребных. Из сохранившейся в Главархиве Москвы «Ведомости о количестве материалов, потребных к заготовлению на будущий 1821 года» известно, что, например, для «Черноморских портов» требовалось по 3000 нитяных и шерстяных чулок, столько же носков, 380 000 аршин (1 аршин – 71,12 см) рубашечного холста, 46 000 строевых сапог и других товаров. Отправлялся груз в Николаев. Потребности Балтийских портов были значительно больше. Так, рубашечного холста требовалось 666 700 аршин, 80 600 строевых сапог, 154 825 аршин овечьего сукна и даже 122 пары башмаков для школьников, не считая остального. 

Благодаря подобным документам становятся понятны масштабы флотов того времени, их потребности. И это только те товары, что поставляли Москва и Московская губерния. Размах снабжения становится понятен, если учесть, что во второй половине XVIII — начале XIX века Российский военно-морской флот по количеству боевых кораблей вышел на третье место в мире. Развитие русского флота шло непрестанно на протяжении всего XIX века, но главный прорыв был сделан, когда парусные суда во второй половине столетия стали постепенно заменять на корабли с механическими двигателями. 

Военно-морской флот России рос количественно и совершенствовался качественно. Эти процессы пользовались всенародной поддержкой. В 1908 году был даже создан Московский кружок обновления флота, устав которого сохранился в Главархиве Москвы. Его целью являлось «всемерное содействие развитию русских морских сил и средств до степени, соответствующей требованиям безопасности и пользы Отечества и к поддержанию их на уровне мирового прогресса». Для популяризации сведений о русском флоте кружок устраивал специальные собрания, съезды, организовывал чтения и лекции. В нем также проводились конкурсы с вручением премий и медалей за «полезные труды, разбор или решение вопроса по морскому делу». Кружок активно собирал средства в пользу флота, а с началом Первой мировой войны — и для раненых воинов, на закупку необходимых для нужд фронта и флота предметов. Московский кружок обновления флота действовал вплоть до 1917 года. 

Фото: Проводы курсантов московского городского Клуба юных моряков, речников и полярников на летнюю практику в Северном речном порту. Автор А.Я. Изомар. Москва. 1968 г. Главархив Москвы.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

  • Романов Пётр I Алексеевич, последний русский царь и первый император Всероссийский, развернувший масштабные реформы и расширивший территории российского государства.

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9615 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/140356073/
Поделиться:

Интересно:

Майнинг в России – что изменилось после легализации?
07.01.2025 12:46 Консультации
Майнинг в России – что изменилось после легализации?
Майнинг — это процесс создания новых блоков в блокчейне и подтверждения транзакций с использованием специализированного оборудования. За последнее десятилетие он превратился из увлечения энтузиастов в масштабную индустрию, приносящую значительные доходы. В России этот сектор развивался в условиях...
Как юридическому лицу внести изменения в ЕГРЮЛ
06.01.2025 22:19 Консультации
Как юридическому лицу внести изменения в ЕГРЮЛ
В условиях динамичного развития бизнеса и постоянно меняющегося законодательства компаниям необходимо оперативно реагировать на любые изменения, касающиеся их деятельности. Процедура внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) важный аспект ведения бизнеса в России...
Тайна гибели несгибаемого генерала Дмитрия Карбышева
05.01.2025 09:04 Персоны
Тайна гибели несгибаемого генерала Дмитрия Карбышева
Дмитрий Карбышев — потомственный дворянин и родственник революционера, подполковник Русской императорской армии и генерал-лейтенант РККА, профессор Военной академии Генерального штаба РККА, доктор военных наук — навсегда вошел в историю не только отечественных инженерных войск, но и всей...
Дивизии народного ополчения Москвы 1941 года
04.01.2025 13:58 Аналитика
Дивизии народного ополчения Москвы 1941 года
Московское народное ополчение 1941 года – это особая страница ратной истории Отечества, не имеющая в ней более ранних аналогов. Дивизии Московского народного ополчения 1941 года в своём развитии прошли путь от военно-гражданских к полноценным боевым тактическим соединениям Красной Армии. Столичное...
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
02.01.2025 09:02 Новости
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
Путешествие Екатерины II в Крыму в 1787 году называют величайшим во всей мировой истории. 14 карет, больше 120 саней с кибитками, 40 запасных саней, 36 городов и больше шести месяцев в пути. Императрицу сопровождали придворные...